Парадоксально, но факт: популярная культура многое заимствует у культуры традиционной. Точнее, не заимствует, а воспроизводит на новом витке развития типологически сходную модель. Массовая культура отчасти замещает для «широких слоёв населения» ту лакуну, которая постепенно образовалась в результате разрушения традиционной культуры. Свято место пусто не бывает. В произведениях массовой литературы порой обнаруживаются до боли знакомые сюжетные модели, восходящие к традиционной обрядности и связанной с ней народной словесности. Я уже писала о том, что в «Блич» отчётливо прослеживается структура волшебной сказки, повествующей о добывании невесты из потустороннего мира. Теперь мне бы хотелось показать параллели между мотивами манги жанра сёнэн и обрядами поло-возрастной инициации, существовавшими, вероятно, во всех традиционных культурах.
В сёнэне многое может варьироваться: сеттинг, наличие и отсутствие у главного героя команды единомышленников, развёрнутость фабулы, степень психологической проработки характеров. Неизменно одно: сюжет строится вокруг драматичного становления личности героя, которое идёт параллельно с ростом его силы (физической, магической и т.п.). Это становление всегда происходит через преодоление тяжёлых испытаний, часто сопряжённых с опасностью для жизни. Это явление у фанатов получило ёмкое и ироничное название «героическое превозмогание» - лучшего термина тут и не придумать. Я бы даже рискнула утверждать, что именно героическое превозмогание служит жанрообразующим признаком сёнэна.
Сёнэн – это жанр, говорящий читателю о взрослении, о переходе в качественно иное состояние. В традиционных культурах этот переход сопровождался обрядами инициации, реликты которых сохранились в современных ритуалах и поверьях.
Классическая инициация делится на три этапа:
1) уход из своего мира на «тот свет»;
2) ритуальная смерть;
3) возрождение в новом статусе и возвращение в коллектив.
Кроме того, прохождением инициации руководит старший наставник. От него испытуемый получает некие новые знания. Наставник принимает на себя функции тотемного главы рода, к которому, согласно мифологическим представлениям, уходит испытуемый.
Если вы дочитали до этого места, то, вероятно, уже успели воскликнуть: «Да в «Блич» это сплошь и рядом!»

@темы: Реборн, Блич, Стальной алхимик

Комментарии
24.01.2014 в 18:14

Будь неуловимым, вплоть до бесформенности; Будь неведомым, вплоть до беззвучности. Так сможешь стать властителем судьбы врага.
вряд ли авторы манги и сценаристы фильмов сидит и перечитывает труды Камиллы Пинколы Эстес "Бегущая с волками" или Якова Проппа, кажется.
Просто есть определенная отработанная схема сериала 1. для младшего школьного возраста 2 для среднего школьного возраста 3. для подростков и т.д.

Инициация в манге - это скорее уж очень приближенно-надуманный "бзик" автора если хочется чего-то найти по своей "специальности", то найдешь.
изначально, Реборн задумывался как комикс-пародия, про подвиги и инициацию речи не шло. Речь идет о комическом эффекте, между герой-неудачник, крутой маленький йода-наставник и герой поневоле, в которого превращается ГГ. Данный феномен хорошо виден до 15 главы, до арки с Кокуе-лэндом. Том состоит из нескольких юмористических историй, когда ГГ трус, а остальные крутые на его фоне, но тут появляется неравнодушный наставник ( Док как у Марти Макфлая, Йода и Скай Уокера, ветеран Вьетнамской войны-Майор Пейн - американский очкастый забиты подросток) и происходит преобразование героя. Инициация - это ритуальное посвящение происходящее на протяжении длительного времени в определенном круге людей. Т.е. обряд посвящения в мужчины проходят все мальчики проходящие по возрасту, как обряд посвящения в "стрелки" в Темной Башне. В Блич и Реборн - это единичные случаи с ГГ, хотя подбор Хранителей - отчасти может походить на обряд, но это не инициация ( не строго возрастной ритуал, нет определенных правил-традиций, звание присуждается "по факту обладания кольцом" нет ни танцев-распития-постов-ухода в медитацию-в лес - поисков духа-хранителя и т.д. т.е. совершения традиционных предписываемых действий), п
03.02.2014 в 02:35

вряд ли авторы манги и сценаристы фильмов сидит и перечитывает труды Камиллы Пинколы Эстес "Бегущая с волками" или Якова Проппа,
Труды В.Я.Проппа, вероятно, не входят в круг чтения мангак. Но они могли бы почерпнуть оттуда много полезного. :)

это не инициация ( не строго возрастной ритуал, нет определенных правил-традиций, звание присуждается "по факту обладания кольцом" нет ни танцев-распития-постов-ухода в медитацию-в лес - поисков духа-хранителя и т.д. т.е. совершения традиционных предписываемых действий), п
Но я-то говорила о модели, по которой строится сюжет, а вовсе не о том, что в манге изображён именно обряд традиционной инициации.
Вы же тоже признаёте, что есть определённая схема, по которой строится манга. Я в этой схеме усматриваю черты, сближающие её со схемой традиционных ритуалов и связанных с ними текстов.
Тот же Пропп, помнится, писал, что любой текст, в котором действие развивается от обнаружения нехватки чего-либо ("недостачи") до восполнения недостающего, можно рассматривать как реализацию схемы волшебной сказки. Такую структуру он видел, например, в рыцарском романе.

если хочется чего-то найти по своей "специальности", то найдешь
Это факт.
Художественное произведение на то и создаётся, чтобы допускать множество вариантов интерпретации. Каждый может анализировать мангу хоть с точки зрения ядерной физики. И то, что мангака её задумывал как пародию или не как пародию, на видение конкретного читателя никак не повлияет.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии