На обложке восьмого тома - Зангецу головой вниз. Том называется "Меч и я". Эпиграф не замечен, но его можно найти в сети:
Заржавев, уже я не смогу порезать.
И хватку потеряв, ты будешь уничтожен.
И с гордостью всё так же обстоит.
Она похожа на клинок.
(перевод найден у shmi1212 в этой записи)
Есть и другие варианты перевода:
Когда я ржавый, биться мы не можем.
Когда теряешь хватку, мы идем порознь.
И точно так же с гордостью твоей.
(перевод TenKetsu)
Интересно, что в 436 главе Чад говорит Ичиго, пытающемуся вернуть свои способности, чтобы он вспомнил о гордости, и именно в гордости он видит причину, по которой сам получил силу. И действительно, воспоминание о том, как Ичиго был горд своей силой синигами, дает ему новый клинок.
читать дальшеГлава 8 - 62 "Урок 2. Плохой конец в штольне"
Ичиго с оборванной цепью судьбы лежит на дне штольни. Урахара сообщает ему, что не может вмешаться в процесс разложения цепи, иначе его тоже съедят. Кто? Неужели чужая цепь судьбы? Кстати, указанный факт не оставляет камня на камне на сюжете одного из анимешных филлеров, в котором Хицугая терпеливо ждет, пока умерший мальчик увидит снег. Там процесс превращения в пустого задерживает некая бабушка, но при раскладе, озвученном Урахарой, эту старушку должны были скушать.
Орихиме и Чад учатся контролировать свои силы под присмотром Йоруичи. Процесс изображается весьма комично: в основном они издают нечленораздельные вопли, а Йоруичи тихо фейспалмит в углу.
Портрет Карин в памяти Чада:

Признак трансформации души - чувство голода. Души, превращающиеся в пустых, чувствуют голод. Голод чувствуют души, способные стать синигами. Интересная, кстати, деталь. Мне кажется, она может иметь опору в реальных народных верованиях. В частности, в славянских поверьях о вампирах (упырях) и других заложных покойниках часто фигурирует мотив жажды. Упыри пьют кровь у людей и скота, на могилу последнего самоубийцы в селе льют 40 ведер воды в случае засухи. И даже "нормальному" покойнику до сорока дней оставляют на окне или у божницы стакан воды. Жажда эта также осмысливается как жажда жизни и зависть к живым.
Глава 8 - 63 "Урок 2. Прорыв сознания"
Ичиго впервые попадает в свой внутренний мир.Там его встречает Зангецу на жердочке и небоскребы на боку. Потом мы узнаем, что небоскребы в его душе символизировали надежду. И что "вот эта долбанутая перевернутость - это для него нормально "
)
Зангецу, кстати, ни капли не похож на самого Ичиго и даже на его отца. Но отношения с ним отчасти напоминают отношения с отцом. Серьезным таким отцом-наставником, которого у Ичиго никогда не было.
Ичиго, оказывается, еще не умеет толком сражаться в воздухе. Тормозить у него получается лишь инстинктивно, а не осознанно.

Впервые показывается маска пустого.

В конце главы переводчики на русский откровенно признаются, что использовали субтитры Arcane "для приведения манги в осмысленный вид". Этим и объясняется почти дословное совпадение текстов.
Глава 8 - 64 "Возвращение" (Back in black)
На Ичиго мучительно смотреть. То, как ему больно, как трудно - просто переворачивает душу. Он же еще совсем ребенок, ему только 15 - и такая нечеловеческая боль!
В его внешнем виде после выхода из штольни обычно отмечают маску и количество полос на ней, странные "шпильки", очень похожие на те, что торчали из скелетов на Вратах ада.

Для сравнения - скелеты

Мне же вдруг бросилось в глаза сходство оборванной белой накидки на
плечах Ичиго с остатками хаори, которое носит его отец. Это были остатки
оков, которыми Ичиго пытался удержать Тессай - бакудо 99 тип 2 да еще с песнями
То, насколько крут Тессай. применяющий такие штуки без заклинания, станет ясно много, много позднее.
Урахара делает вид, что рад злости вылезшего из штольни Ичиго. Сразу же без перерыва он начинает третий урок - сбей шляпу. Ичиго интуитивно бьет ударом, похожим на гецугу.
Но он, как обычно, не представляет себе, с кем связывается. Ичиго самонадеянно объявляет, что за 5 минут справится с Урахарой Киске - бывшим капитаном, членом 2-го отряда, главным надзирателем Улья и проч., и проч.
Глава 8 - 65 "Столкновения"
Бьякуя приносит страшную весть о казни Рукии. Он и Рукия демонстрируют в этой сцене удивительное сходство реакции, эмоции себе позволяет только Рендзи. Бьякуя показан в конце разговора глазами Рукии. И что самое потрясающее, его словно бы окутывает неземной свет. Рукия - удивительная девочка. Ни сейчас, ни потом она ни разу не укорила Бьякую за то, что тот не пытался ее спасти. И в ее глазах он по-прежнему оставался благороднейшим человеком.
Потом она мастерски разыгрывает перед Рендзи сцену "все ОК", дразнит его. И ведь он как будто верит, поддается на эту провокацию. Или просто подыгрывает, понимая, что прямо сейчас все равно ничего не сделать?
Возвращаясь к Бьякуе. В тюрьме он вел себя как образцово-показательный синигами, но вот он идет по балкону наедине со своими мыслями. И на его лице совсем другие чувства.

Зараки задевает Бьякую. Можно списать это на его вечное желание спровоцировать кого-то на драку, но что если он пытался по-своему вразумить капитана Кучики? Хотя... Зараки пару раз выдавал какие-то поучения, если к нему очень уж сильно пристать ("Если остался жив, то живи дальше, чтобы однажды найти меня и убить"
. Но сам он с советами ни к кому не набивался.Если мотивы Гина, который непрерывно разнюхивал обстановку и должен был знать реакцию одного из ключевых лиц, мне хоть как-то понятны, то в отношении Зараки я не могу этого сказать. Не привел ли его Гин специально, чтобы загрести жар чужими руками? Ведь вспышка Бьякуи обнажает его истинные эмоции, бессильную ярость, которую он чувствует.
Зараки и Бьякуя потрясающе смотрятся рядом. Даже чисто визуально они по максимуму противопоставлены друг другу. Тонкие черты лица и грубый профиль, аккуратные складки шарфа и какие-то оборванные рукава и полы накидки-хаори, даже волосы у одного спускаются вниз на лицо, а у другого торчат кверху.
Рисуя их перепалку, Кубо дает сначала на одной горизонтали два симметритчных кадра с их лицами в обороте 3/4, потом поочередно два профиля, обращенные друг к другу, и наконец показывает только глаза, яростно впившиеся в противника.

Позже меня сильно удивляла та легкость, с которой Ичимару справился с Зараки. Как тот простил Гину подобное поведение, тоже загадка.
Итак, столкновения: Бьякуя с Рендзи и Рукией, Рукия с Рендзи, Бьякуя с Кенпачи и Гином, Ичиго с Урахарой.
Редкий кадр - можно рассмотреть Бенихиме в подробностях:

Сколько же всего на ней! На конце рукояти кисточка и навершие из трех чешуек, вместо традиционной гарды какой-то бантик и что-то вроде старообрядческой лестовки, последний штрих на эфесе - выгравированный цветочек.

Глава 8 - 66 "Меч и я"
Увидев Бенихиме, Ичиго моментально вспоминает, как Рендзи активировал Забимару и как насмехался над ним, потому что Ичиго не знал имя своего меча.
Касательно Бенихиме. Это один из немногих мечей "женского пола". Кроме Урахары такими мечами обладают Рукия, Мацумото Рангику, Кьёраку Сюнсуй, Хинамори Момо, Сой Фонг. Сражающийся Урахара прекрасен. За его вечными смешками, таинственными умолчаниями и изобретениями как-то забывается, что это один из сильнейших синигами и силен он не только интеллектом. Воистину, Общество душ слишком расточительно по отношению к талантам. Когда ему вынесли несправедливый приговор, ОД лишилось одного из лучших синигами, не говоря уже о потере Тессая и Ёруичи.
Осколок меча, отсеченный Урахарой, летит прямо в читателя.

Урахара доламывает меч Ичиго. К вопросу о невысвобожденной форме меча: есть мнение, что в неактивированной форме меч Ичиго представляет собой сломанный клинок. Сломал его Бьякуя, забирая духовную силу Рукии. Но раз Урахара не забирает у Ичиго силу, то после его атак меч восстанавливается. Гарда меча все та же, которую мы видели в первых главах.
Ичиго со сломанным мечом - снова этот детский испуг и растерянность на лице, которых позже уже не увидишь.

Он бежит от Урахары, хотя не бегал от пустых, не убежал от Рендзи и Бьякуи. Когда надо защищать других, у Ичиго хватает храбрости, но когда речь заходит о самозащите...
Зангецу является Ичиго и говорит ему то самое незабываемое: "Отбрось страх, смотри вперед. Иди вперед. Никогда не останавливайся. Помедли, и ты состаришься. Остановись, и ты умрешь". По сути все дальнейшее развитие образа Ичиго пойдет по этому пути.
Глава 67 - Конец занятий.
Урахара наконец доводит Ичиго до ручки, и тот узнает-таки имя своего меча. Когда он первый (и кажется, последний) раз активирует шикай, получается что-то вроде взрыва. Из рассеявшегося тумана сначала выступает рука Ичиго, сжимающая рукоять меча, и лишь на следующей странице крупный план сменяется общим.

Зангецу вызывает всеобщее недоумение: "Что это за меч? По сравнению с этим даже сломанный был лучше". Ичиго сам смотрит на свой меч с выражением "Что за ерунда?"

Такое же впечатление будет производить потом и его банкай. Однако удар выходит впечатляющий. После него Ичиго моментально падает без сил.
Глава 68 Конец лета
А это "бантик" - умиротворяющий аккорд в конце сюжета или его части. Фестиваль фейерверков, подчеркнуто мирные сценки с Кейго, подвыпивший Куросаки-отец... Единственное, что лично мне режет слух - это странные инцестуозные шуточки Иссина. Но такое впечатление, что японцам это кажется смешным, потому что подобные вещи мне встречались не только в "Бличе".
Глава 69 Собрание
Сцена из жизни современного 12-го отряда: Акон, Хиёс (?) и остальной паноптикум.
Прелестный дверной колокольчик:

Разглядывая гигай Рукии, ученые восторгаются, как искусно он сделан, и гадают, кто мастер. Акон, один из тех, кто начинал работать еще при Урахаре, весьма эмоционально заявляет, что если кто и способен создать такой гигай, то это может быть лишь один человек и его изгнали из ОД.
Ичиго в час ночи ждет знака от Урахары. За его окном убывающая луна, но не тот привычный узкий рогалик, который мы регулярно видим в аниме.

\На цыпочках выйдя из дома, Ичиго отправляется в свой первый военный поход. Иссин подкарауливает его и дает амулет: "Отдашь обратно, когда вернешься". Если бы он прямо сказал: "Сынок, я боюсь за тебя. \Возьми амулет твоей мамы и постарайся\ вернуться" - Ичиго мог бы заподозрить, что отцу извесно гораздо больше, чем он говорит.
Во дворике перед магазином Урахары собирается вся честная компания за исключением Исиды. Чад вдвигает теорию, что чем сложнее человек, тем он слабее ("Сила есть - ума не надо", только наоборот?). Так потому, что ли, ты так немногословен, Чадушко?
Переводчики меня который раз огорчили. Появляется /Исида и заявляет, что пойдет вместе со всеми, чтобы накостылять шинигами и чтобы "I want you to see Kurosaki, how strong I have become". Наши пишут прямо противоположное духу и образу Исиды: "И я хочу увидеть тебя, Куросаки. Каким сильным ты стал".
Глава 70 Куда боятся заходить пустые
Урахара выбивает душу из Ичиго. Тело словно отлипает от души:

Ёруичи толкает проникновенную речь о том, что дальше идут лишь смелые. Больше подобного пафоса она не демонстрировала. Интересно, что Кубо рисует кошку в тех же ракурсах, в каких нарисовал бы человека, произносящего важные слова: в профиль, лапку и наконец снизу вверх, хотя понятно, что никто из героев не может увидеть ее так.
Заржавев, уже я не смогу порезать.
И хватку потеряв, ты будешь уничтожен.
И с гордостью всё так же обстоит.
Она похожа на клинок.
(перевод найден у shmi1212 в этой записи)
Есть и другие варианты перевода:
Когда я ржавый, биться мы не можем.
Когда теряешь хватку, мы идем порознь.
И точно так же с гордостью твоей.
(перевод TenKetsu)
Интересно, что в 436 главе Чад говорит Ичиго, пытающемуся вернуть свои способности, чтобы он вспомнил о гордости, и именно в гордости он видит причину, по которой сам получил силу. И действительно, воспоминание о том, как Ичиго был горд своей силой синигами, дает ему новый клинок.
читать дальшеГлава 8 - 62 "Урок 2. Плохой конец в штольне"
Ичиго с оборванной цепью судьбы лежит на дне штольни. Урахара сообщает ему, что не может вмешаться в процесс разложения цепи, иначе его тоже съедят. Кто? Неужели чужая цепь судьбы? Кстати, указанный факт не оставляет камня на камне на сюжете одного из анимешных филлеров, в котором Хицугая терпеливо ждет, пока умерший мальчик увидит снег. Там процесс превращения в пустого задерживает некая бабушка, но при раскладе, озвученном Урахарой, эту старушку должны были скушать.
Орихиме и Чад учатся контролировать свои силы под присмотром Йоруичи. Процесс изображается весьма комично: в основном они издают нечленораздельные вопли, а Йоруичи тихо фейспалмит в углу.
Портрет Карин в памяти Чада:

Признак трансформации души - чувство голода. Души, превращающиеся в пустых, чувствуют голод. Голод чувствуют души, способные стать синигами. Интересная, кстати, деталь. Мне кажется, она может иметь опору в реальных народных верованиях. В частности, в славянских поверьях о вампирах (упырях) и других заложных покойниках часто фигурирует мотив жажды. Упыри пьют кровь у людей и скота, на могилу последнего самоубийцы в селе льют 40 ведер воды в случае засухи. И даже "нормальному" покойнику до сорока дней оставляют на окне или у божницы стакан воды. Жажда эта также осмысливается как жажда жизни и зависть к живым.
Глава 8 - 63 "Урок 2. Прорыв сознания"
Ичиго впервые попадает в свой внутренний мир.Там его встречает Зангецу на жердочке и небоскребы на боку. Потом мы узнаем, что небоскребы в его душе символизировали надежду. И что "вот эта долбанутая перевернутость - это для него нормально "

Зангецу, кстати, ни капли не похож на самого Ичиго и даже на его отца. Но отношения с ним отчасти напоминают отношения с отцом. Серьезным таким отцом-наставником, которого у Ичиго никогда не было.
Ичиго, оказывается, еще не умеет толком сражаться в воздухе. Тормозить у него получается лишь инстинктивно, а не осознанно.

Впервые показывается маска пустого.

В конце главы переводчики на русский откровенно признаются, что использовали субтитры Arcane "для приведения манги в осмысленный вид". Этим и объясняется почти дословное совпадение текстов.
Глава 8 - 64 "Возвращение" (Back in black)
На Ичиго мучительно смотреть. То, как ему больно, как трудно - просто переворачивает душу. Он же еще совсем ребенок, ему только 15 - и такая нечеловеческая боль!
В его внешнем виде после выхода из штольни обычно отмечают маску и количество полос на ней, странные "шпильки", очень похожие на те, что торчали из скелетов на Вратах ада.

Для сравнения - скелеты

Мне же вдруг бросилось в глаза сходство оборванной белой накидки на
плечах Ичиго с остатками хаори, которое носит его отец. Это были остатки
оков, которыми Ичиго пытался удержать Тессай - бакудо 99 тип 2 да еще с песнями

Урахара делает вид, что рад злости вылезшего из штольни Ичиго. Сразу же без перерыва он начинает третий урок - сбей шляпу. Ичиго интуитивно бьет ударом, похожим на гецугу.
Но он, как обычно, не представляет себе, с кем связывается. Ичиго самонадеянно объявляет, что за 5 минут справится с Урахарой Киске - бывшим капитаном, членом 2-го отряда, главным надзирателем Улья и проч., и проч.
Глава 8 - 65 "Столкновения"
Бьякуя приносит страшную весть о казни Рукии. Он и Рукия демонстрируют в этой сцене удивительное сходство реакции, эмоции себе позволяет только Рендзи. Бьякуя показан в конце разговора глазами Рукии. И что самое потрясающее, его словно бы окутывает неземной свет. Рукия - удивительная девочка. Ни сейчас, ни потом она ни разу не укорила Бьякую за то, что тот не пытался ее спасти. И в ее глазах он по-прежнему оставался благороднейшим человеком.

Потом она мастерски разыгрывает перед Рендзи сцену "все ОК", дразнит его. И ведь он как будто верит, поддается на эту провокацию. Или просто подыгрывает, понимая, что прямо сейчас все равно ничего не сделать?
Возвращаясь к Бьякуе. В тюрьме он вел себя как образцово-показательный синигами, но вот он идет по балкону наедине со своими мыслями. И на его лице совсем другие чувства.

Зараки задевает Бьякую. Можно списать это на его вечное желание спровоцировать кого-то на драку, но что если он пытался по-своему вразумить капитана Кучики? Хотя... Зараки пару раз выдавал какие-то поучения, если к нему очень уж сильно пристать ("Если остался жив, то живи дальше, чтобы однажды найти меня и убить"

Зараки и Бьякуя потрясающе смотрятся рядом. Даже чисто визуально они по максимуму противопоставлены друг другу. Тонкие черты лица и грубый профиль, аккуратные складки шарфа и какие-то оборванные рукава и полы накидки-хаори, даже волосы у одного спускаются вниз на лицо, а у другого торчат кверху.
Рисуя их перепалку, Кубо дает сначала на одной горизонтали два симметритчных кадра с их лицами в обороте 3/4, потом поочередно два профиля, обращенные друг к другу, и наконец показывает только глаза, яростно впившиеся в противника.

Позже меня сильно удивляла та легкость, с которой Ичимару справился с Зараки. Как тот простил Гину подобное поведение, тоже загадка.
Итак, столкновения: Бьякуя с Рендзи и Рукией, Рукия с Рендзи, Бьякуя с Кенпачи и Гином, Ичиго с Урахарой.
Редкий кадр - можно рассмотреть Бенихиме в подробностях:

Сколько же всего на ней! На конце рукояти кисточка и навершие из трех чешуек, вместо традиционной гарды какой-то бантик и что-то вроде старообрядческой лестовки, последний штрих на эфесе - выгравированный цветочек.

Глава 8 - 66 "Меч и я"
Увидев Бенихиме, Ичиго моментально вспоминает, как Рендзи активировал Забимару и как насмехался над ним, потому что Ичиго не знал имя своего меча.
Касательно Бенихиме. Это один из немногих мечей "женского пола". Кроме Урахары такими мечами обладают Рукия, Мацумото Рангику, Кьёраку Сюнсуй, Хинамори Момо, Сой Фонг. Сражающийся Урахара прекрасен. За его вечными смешками, таинственными умолчаниями и изобретениями как-то забывается, что это один из сильнейших синигами и силен он не только интеллектом. Воистину, Общество душ слишком расточительно по отношению к талантам. Когда ему вынесли несправедливый приговор, ОД лишилось одного из лучших синигами, не говоря уже о потере Тессая и Ёруичи.
Осколок меча, отсеченный Урахарой, летит прямо в читателя.

Урахара доламывает меч Ичиго. К вопросу о невысвобожденной форме меча: есть мнение, что в неактивированной форме меч Ичиго представляет собой сломанный клинок. Сломал его Бьякуя, забирая духовную силу Рукии. Но раз Урахара не забирает у Ичиго силу, то после его атак меч восстанавливается. Гарда меча все та же, которую мы видели в первых главах.
Ичиго со сломанным мечом - снова этот детский испуг и растерянность на лице, которых позже уже не увидишь.

Он бежит от Урахары, хотя не бегал от пустых, не убежал от Рендзи и Бьякуи. Когда надо защищать других, у Ичиго хватает храбрости, но когда речь заходит о самозащите...
Зангецу является Ичиго и говорит ему то самое незабываемое: "Отбрось страх, смотри вперед. Иди вперед. Никогда не останавливайся. Помедли, и ты состаришься. Остановись, и ты умрешь". По сути все дальнейшее развитие образа Ичиго пойдет по этому пути.
Глава 67 - Конец занятий.
Урахара наконец доводит Ичиго до ручки, и тот узнает-таки имя своего меча. Когда он первый (и кажется, последний) раз активирует шикай, получается что-то вроде взрыва. Из рассеявшегося тумана сначала выступает рука Ичиго, сжимающая рукоять меча, и лишь на следующей странице крупный план сменяется общим.

Зангецу вызывает всеобщее недоумение: "Что это за меч? По сравнению с этим даже сломанный был лучше". Ичиго сам смотрит на свой меч с выражением "Что за ерунда?"

Такое же впечатление будет производить потом и его банкай. Однако удар выходит впечатляющий. После него Ичиго моментально падает без сил.
Глава 68 Конец лета
А это "бантик" - умиротворяющий аккорд в конце сюжета или его части. Фестиваль фейерверков, подчеркнуто мирные сценки с Кейго, подвыпивший Куросаки-отец... Единственное, что лично мне режет слух - это странные инцестуозные шуточки Иссина. Но такое впечатление, что японцам это кажется смешным, потому что подобные вещи мне встречались не только в "Бличе".
Глава 69 Собрание
Сцена из жизни современного 12-го отряда: Акон, Хиёс (?) и остальной паноптикум.
Прелестный дверной колокольчик:

Разглядывая гигай Рукии, ученые восторгаются, как искусно он сделан, и гадают, кто мастер. Акон, один из тех, кто начинал работать еще при Урахаре, весьма эмоционально заявляет, что если кто и способен создать такой гигай, то это может быть лишь один человек и его изгнали из ОД.
Ичиго в час ночи ждет знака от Урахары. За его окном убывающая луна, но не тот привычный узкий рогалик, который мы регулярно видим в аниме.

\На цыпочках выйдя из дома, Ичиго отправляется в свой первый военный поход. Иссин подкарауливает его и дает амулет: "Отдашь обратно, когда вернешься". Если бы он прямо сказал: "Сынок, я боюсь за тебя. \Возьми амулет твоей мамы и постарайся\ вернуться" - Ичиго мог бы заподозрить, что отцу извесно гораздо больше, чем он говорит.
Во дворике перед магазином Урахары собирается вся честная компания за исключением Исиды. Чад вдвигает теорию, что чем сложнее человек, тем он слабее ("Сила есть - ума не надо", только наоборот?). Так потому, что ли, ты так немногословен, Чадушко?
Переводчики меня который раз огорчили. Появляется /Исида и заявляет, что пойдет вместе со всеми, чтобы накостылять шинигами и чтобы "I want you to see Kurosaki, how strong I have become". Наши пишут прямо противоположное духу и образу Исиды: "И я хочу увидеть тебя, Куросаки. Каким сильным ты стал".
Глава 70 Куда боятся заходить пустые
Урахара выбивает душу из Ичиго. Тело словно отлипает от души:

Ёруичи толкает проникновенную речь о том, что дальше идут лишь смелые. Больше подобного пафоса она не демонстрировала. Интересно, что Кубо рисует кошку в тех же ракурсах, в каких нарисовал бы человека, произносящего важные слова: в профиль, лапку и наконец снизу вверх, хотя понятно, что никто из героев не может увидеть ее так.
@темы: Том 8, Манга: заметки на полях, Bleach