Парадоксально, но факт: популярная культура многое заимствует у культуры традиционной. Точнее, не заимствует, а воспроизводит на новом витке развития типологически сходную модель. Массовая культура отчасти замещает для «широких слоёв населения» ту лакуну, которая постепенно образовалась в результате разрушения традиционной культуры. Свято место пусто не бывает. В произведениях массовой литературы порой обнаруживаются до боли знакомые сюжетные модели, восходящие к традиционной обрядности и связанной с ней народной словесности. Я уже писала о том, что в «Блич» отчётливо прослеживается структура волшебной сказки, повествующей о добывании невесты из потустороннего мира. Теперь мне бы хотелось показать параллели между мотивами манги жанра сёнэн и обрядами поло-возрастной инициации, существовавшими, вероятно, во всех традиционных культурах.
В сёнэне многое может варьироваться: сеттинг, наличие и отсутствие у главного героя команды единомышленников, развёрнутость фабулы, степень психологической проработки характеров. Неизменно одно: сюжет строится вокруг драматичного становления личности героя, которое идёт параллельно с ростом его силы (физической, магической и т.п.). Это становление всегда происходит через преодоление тяжёлых испытаний, часто сопряжённых с опасностью для жизни. Это явление у фанатов получило ёмкое и ироничное название «героическое превозмогание» - лучшего термина тут и не придумать. Я бы даже рискнула утверждать, что именно героическое превозмогание служит жанрообразующим признаком сёнэна.
Сёнэн – это жанр, говорящий читателю о взрослении, о переходе в качественно иное состояние. В традиционных культурах этот переход сопровождался обрядами инициации, реликты которых сохранились в современных ритуалах и поверьях.
Классическая инициация делится на три этапа:
1) уход из своего мира на «тот свет»;
2) ритуальная смерть;
3) возрождение в новом статусе и возвращение в коллектив.
Кроме того, прохождением инициации руководит старший наставник. От него испытуемый получает некие новые знания. Наставник принимает на себя функции тотемного главы рода, к которому, согласно мифологическим представлениям, уходит испытуемый.
Если вы дочитали до этого места, то, вероятно, уже успели воскликнуть: «Да в «Блич» это сплошь и рядом!»