Каждый шинигами получает сначала безымянный и, вероятно, безликий, лишённый индивидуальности меч-асаути. Этот меч он должен покорить, приручить, освоить, и только тогда он узнает его имя - так асаути становится шикаем. Т.е. шикай - это индивидуальность шинигами, часть его личности, запечатлённая в мече.
Некоторые талантливые шинигами достигают следующей ступени владения мечом - банкая. До сих пор банкай был всего лишь набором особо мощных и реяцузатратных атак, индивидуальных у каждого владельца. По сути, банкай и шикай были двумя состояниями меча (и его владельца).
Но вот выяснилось, что банкай можно отобрать. Почему не шикай? С точки зрения эффективности, это было бы гораздо лучше: Готэй остался бы без любого оружия вообще. Что такого есть в банкае, благодаря чему его можно отторгнуть от личности шинигами? Как вообще можно отобрать состояние меча?
Теоретически, наверно, можно лишить шинигами способности достигать этого состояния, но штернриттеры присвоили сами атаки банкаев.
Может ли быть отчуждаем шикай? Специфическая реяцу шинигами может быть передана от одного индивидуума другому. Показательный прецедент - завязка "Блича", когда Рукия передаёт свои силы Ичиго. Она отдала ему именно силы, но не свой меч. Содэ-но-Сираюки восстановилась, когда Рукия снова обрела полноценную реяцу. Сейчас у капитанов отбирают только банкай, но сами мечи остаются при них. Интересно, как всё это выглядит во внутреннем мире каждого из капитанов?
Процесс овладения мечом - это знакомство с его личностью, которая одновременно является отпечатком личности шинигами,т.е. это самопознание. Меч предстаёт во внутреннем мире владельца в некоем облике, отражающем его характер. Банкай, по-видимому, как-то связан с материализацией образа меча во внешнем мире. Возможно, именно это воплощение вовне даёт возможность украсть банкай.
Мы видели два достижения банкая: Ичиго и Ренджи практически одновременно перешли на новый уровень. Чтобы Ичиго мог обрести банкай, приходится использовать куклу Тэнсинтай. Хотя, как теперь выяснилось, материализовался там вовсе не Зангецу… Ну, да ладно, это предмет для отдельного разговора. Ренджи самостоятельно добивается явления Забимару в облике бабуина с хвостом-змеёй.
Так вот, Йоруичи в 127 главе ясно говорит, что владелец должен сразиться с материализованным занпакто и подчинить его себе. Но когда штернриттеры забирают у шинигами банкай, его меч не начинает подчиняться новому владельцу. Такое впечатление, что квинси забирают только форму уникальных атак, но наполняют их собственной реяцу.
Раньше мне нравилась теория, согласно которой занпакто - это символ бессознательного, инстинктов, заставляющих защищаться, нападать и убивать. Как
надстройки сознания различным образом взаимодействуют с бессознательным, так и шинигами постепенно раскрывает потенциал своего меча и учится им управлять. Но нельзя же лишить человека части его подсознания!
Так что с банкаем пока больше вопросов, чем ответов. Оэцу Нимайя мог бы пролить свет на эти загадки, но ему не до нас.