Больше всего в "Бличе" я люблю арку Общества душ. Да простят меня другие фанаты, но я считаю, что сюжет мог ограничиться только ею, и "Блич" всё равно был бы одной из лучших манг. Это сюжет, прекрасный в своей завершённости и даже в своих недосказанностях.
В основе - типично сказочный сюжет о добывании невесты из тридевятого царства. В традиционной сказке невеста всегда несёт в себе черты иномирности. Это персонаж загадочный, представляющий мудрость и опасности загробного мира. Добывание невесты - это путешествие в мир явно не
человеческий, в царство Кощея, в подводный мир, на худой конец, в иной социальный слой. Такое представление о невесте сложилось в период формирования экзогамного брака и отразилось не только в сказках, но и в свадебном обряде.
С этой точки зрения Рукия - классическая Василиса Премудрая Можно загибать пальцы: она из загробного мира в прямом смысле слова; она сначала заключает с протагонистом союз, затем исчезает и нуждается в спасении; она сама даёт герою средство для её спасения и его личностного роста - силы синигами.Наконец, Рукия ждёт Ичиго в высокой башне. А принцесса в башне - это тоже один из распространённых сказочных мотивов, исторически связанный с обрядами половозрастной инициации.
Любопытно, что в календаре 2010 г. Рукия изображена как принцесса Кагуя из повести о старике Такэтори. По сюжету этой повести Кагуя - лунная принцесса, чьё пребывание на земле ограничено во времени. Она испытывает своих женихов, как типичная сказочная "мудрая дева" (ср., например, поведение Февронии в "Повести о Петре и Февронии", но по-настоящему замуж за них не собирается. По истечении отведённого ей времени Кагуя покидает землю и отправляется на луну, т.е. в потусторонний мир.
По пути к невесте протагонист должен преодолеть трудные испытания, собрать команду волшебных помощников, получить чудесные предметы. Всё это тоже происходит в "Бличе". Команда Ичиго формируется ещё на этапе
пребывания Рукии в мире живых, однако и в ОД он продолжает приобретать союзников. В сказке и в эпосе силачи после поединка могут побрататься, точно так же на сторону Ичиго становятся Рендзи и Бьякуя. Чудесный предмет, помогающий одолеть противника, - это, конечно, меч: сначала безымянный кладенец, затем тесак, затем изящный банкай.
Весьма характерно и то, что силы противника возглавляет крепкий седовласый старец. Противостояние с ним напоминает о борьбе с отцом сказочной невесты, который вовсе не хочет отдавать свою дочь, а вместе с ней и престол. Конфликт с Бьякуей - главой рода - из той же оперы. Нет, я не говорю, что Ямамото относится к Рукии по-отечески, и не имею в виду, что Бьякуя опасается претензий Ичиго на руку его сестры. Просто логика сказки такова, что протагонисту всегда противостоит некий персонаж, имеющий функции главы рода по отношению невесте. При этом он может иметь на неё и матримониальные планы, архаические брачные нормы были изменчивы и это не запрещали.
Я смотрела и читала арку ОД и хлопала в ладоши от удовольствия: до чего же умело Кубо распорядился сказочной схемой! И видимо, она настолько ему самому понравилась, что он решил продублировать сюжетец и отправил Орихиме (принцессу!) в заточение в замок Лас Ночес. Но и на этом автор не остановился. В последней арке, кажется, уже пародируя себя, он заставил Ичиго отправиться в Уэко Мундо, чтобы спасти... Дондочакку. Так бывает: сначала приём используется как нечто новое и удивляющее читателя, потом в качестве коронного блюда, которое точно удаётся и всем нравится, а потом уже как повод для авторской самоиронии.